поиск
MotoChainновоститехникастатьифорумконтакты


Главная--Мотоциклы--Статьи о мотоциклах--Тормооози!!! Часть 1. Как эффективно затормозить по прямой.

Тормооози!!! Часть 1. Как эффективно затормозить по прямой.

Тормооози!!! Часть 1. Как эффективно затормозить по прямой.
26.10.2010
Осознание.

Очевидно,  что может создаться ситуация, когда надо уметь очень эффективно снижать скорость, и не терять управление над мотоциклом. Да и вообще интересно, а как правильно тормозить?

Наверное, именно «не терять управление» и есть самое главное в торможении. Ведь не страшно, если вам не удалось оттормозиться до 0 км/ч. Главное – это не упасть, что есть потеря управления. Если вы упали, то по вам может проехаться машина, да и ваш же собственный мотоцикл. Но если все же вы врежетесь, к примеру, на скорости 30 км/ч в машину, но по касательной траектории, а не с последующим падением под встречную или попутно едущую машину, то последствия будут гораздо более легкими.

Наблюдения.

Экспериментальным путем удалось выяснить, что при торможении мотоцикла прослеживаются одни и  те же тенденции как на скорости в 20-30 км/ч., так и на скорости в 100. Разница заключена в том, что на скорости в 20-30 он проезжает за секунду 5-8 метров, а при скорости в 100 уже 28 метров за секунду. Само собой, что на скорости 20 ситуация развивается не так быстро. И при том, в случае неудачи эксперимента, падение на 20 не так больно как на 100 ;-)

Возможные отношения к ситуациям.

На данный момент существует две точки зрения на падение или, если хотите, потерю управления над мотоциклом.

Первые учат падать. Вы не ослышались, именно «Падать». Что ж это правильно. Когда происходит совершенно безвыходная ситуация, то важно  уметь упасть. То есть сгруппироваться при падении, что  уменьшает вероятность что ни будь себе поломать.
Вторые учат, что, передвигаясь на мотоцикле, не должно быть даже мысли о падении. Вы должны до конца оставаться в седле и искать выход из ситуации.
Пагубность первого в том, что падение непредсказуемо заранее. А люди вместо того, что б воевать до «последнего» уже ищут возможность упасть. Это приводит к неоправданному падению.

Пагубность второго в том, что человек настраивает себя, на то, что падение, как таковое, не возможно, и он не упадет. Это приводит к тому, что он просто не готов к падению. В итоге появляется излишняя самоуверенность, которая расслабляет человека и приводит к падению.

Я полагаю, необходимо выбирать острую, как лезвие бритвы, середину. Знать, что падение возможно, а значит быть готовым к любой развязке, но воевать до «последнего», что есть сил.

Реакция на ситуацию.

Как известно, когда страшно,  то ты так и вдавливаешь тормоза. Это рефлекс… это все равно, что внезапно хлопнуть в ладоши перед твоим лицом. Ты в этот момент моргнешь. Так же и с тормозами, в первый момент ты ударяешь по ним со всей силы. Тормоза уже пищат колесами, но ты не можешь их приотпустить. И даже если тебе удается справиться с собой, и ты все же приотпускаешь тормоза… происходит падение.
Но как же сделать мотоцикл при торможении, полностью управляемым и заодно совладать с инстинктом?
Давайте рассмотрим, как себя ведет мотоцикл при использовании тормозов, в разной комбинации.

Эксперимент на скорости в 20 км/ч по прямой.

А. Выжали сцепление и нажали до упора на лапку заднего тормоза, то есть заблокировали заднее колесо. Оно запищало, мотоцикл снижает скорость. Но заднее колесо сносит потихонечку в сторону. При этом эффективность торможения мала. Когда мотоцикл остановится, можно наблюдать по оставшемуся следу и положению мотоцикла, что его занесло. Если не доводить до блокировки заднее колесо, то мотоцикл едет четко по прямой, но очень неэффективно снижая скорость, но все же больше чем, при блокировке.

Б. Выжали сцепление и нажали на передний тормоз. Если нажать плавно, то в отличие от случая «А», руль пытается вырваться из рук и вам приходится приложить усилие к нему, что б остаться двигаться в прямом направлении. Если же усилить давление на рычаг переднего тормоза до блокировки колеса, то руль тут же подворачивается в сторону и мотоцикл попытается резко завалиться в сторону поворота руля. Но мотоцикл остановится быстрее, чем в случае «А»

В. Выжать сцепление и нажать на передний тормоз и задний одновременно, или на передний с опережением заднего, тогда руль будет более стабилен, чем в случае «Б», и будет отсутствовать занос мотоцикла. А мотоцикл остановиться быстрее, чем в случае «А» и «Б». Если довести до блокировки оба тормоза, то, как и в случае «Б», руль пытается вырваться из рук, но слабее. Заноса заднего колеса не наблюдается, но оно быстрее заблокировалось.

Г. Выжали сцепление, нажали на лапку заднего тормоза и с легким опозданием на рычаг переднего тормоза. Если не доводить до блокировки колёса, то мотоцикл остановиться быстрее чем в случаях «А»,«Б» и «В», но не так ярко будет выражен занос как в случае блокировки заднего колеса (случай «А»), а руль остается в стабильном прямом направлении. Требуются большие усилия для блокировки переднего и заднего тормозов, особенно в начальный момент, соответственно увеличивается обратная связь с тормозами.




Вносим коррективы.

В случае «А», «В» и «Г» заметно, что заднее колесо очень трудно удержать от блокировки в отличие от переднего. На переднее колесо навалилась, в итоге, вся масса мотоцикла, и его трудно заблокировать. А вот зад разгрузился. Колесо практически не прижимается к дорожному полотну и соответственно легко блокируется. Способ один. Не Выжимать Сцепление. Это позволит при Снижении скорости контролировать заднее колесо мотором. Конечно, если вы резко топнете по педали тормоза, то и мотор заглушите. Но плавно нажав на педаль почувствуете по мотору, как вы тормозите задним тормозом, то есть повысится обратная связь с задним тормозом. Конечно,  в случае полной остановки,  вам необходимо выжать сцепление.

Разбор поведения мотоцикла при торможении.

Весь смысл заключен в том, что когда вы используете задний тормоз, то мотоцикл стабилизируется. Когда же вы блокируете колесо, то не просто убираете стабилизирующий эффект, а способствуете заносу мотоцикла. Поскольку колесо перестало вращаться, то оно может скользить как по прямой, так и в сторону, в зависимости от наклона дороги и мотоцикла.

При движении переднее колесо все время рыскает из стороны в сторону. Когда мы начинаем тормозить передним тормозом, то весь вес мотоцикла перекладываем на отклонившееся переднее колесо, и оно еще больше стремится довернуться. Поскольку в этот момент происходит перераспределение веса. Это приводит к постоянно усиливающимся рысканьям руля. Что б его удержать приходится использовать силу рук. Если вы блокируете переднее колесо, и оно оказалось в этот момент повернутым, то мотоцикл стремится опрокинуться в сторону, в которую повернуто колесо. Поскольку колесо уже не катится, а значит, не создает компенсирующего эффекта.

Когда мы используем задний тормоз, то он не только начинает стабилизировать мотоцикл, но, и отбирает часть веса на себя. Переднее колесо начинает загружаться не резко, что уменьшает возможность его заблокировать. И к тому моменту, когда начинает работать передний тормоз, в основном весь вес уже перераспределен. Из-за этого не образуются судорожные рывки колеса из стороны в сторону. А поскольку часть тормозного эффекта взято и задним колесом, то его так же сложнее заблокировать. А как становится понятно из корректив, не выжимая сцепление его еще сложнее заблокировать.

Соответственно когда мы используем вариант «Г» то происходят следующие полезные действия: проявляется стабилизирующий эффект заднего колеса и плавно перераспределяющийся вес не так загружает переднюю часть мотоцикла, тем самым оставляем управляемость; уменьшаем вероятность заблокировать оба колеса из-за чего увеличивается тормозной эффект.

Таким образом становиться понятно, что случай «Г» оптимален, но необходимо, что б заднее и передние колеса не блокировались.

Все варианты только выигрывают, если вы не блокируете колеса. Способы «А», «В» и «Г» еще больше становятся выгодными в случае контроля заднего тормоза мотором.
В следующий раз рассмотрим торможение  в наклонном положении.


 


 
Разработка сайта
.

Последние темы форума


 Low-priced oakley sunglassesg0S
 Диагностический комплект BRP, Arctic Cat,YAMAHA
 Немного юмора!
 Верхняя траверса CB-1
 Мото кулинария

Объявления Куплю-Продам


 Квадроцикл
 Скутеры
 продам квадроцикл
 Продам маршрутный компьютер Mainnav
  HONDA CB 400 SF
МотоChain - Все о мототехнике: классика, новинки и новости